О форуме
В Сочи завершился IX Форум дорожных инициатив. Организатором мероприятия выступила Госкомпания «Автодор», при участии Правительства РФ, Строительного комплекса России, Минтранса России, Минстроя России, ООО «Деловая Россия», а также администрации города Сочи.
Форум стартовал 1 июня с открытия выставки. На стенде Госкомпании «Автодор» «Автодор-Инжиниринг» презентовала новую разработку цифрового проектирования дорог. Иммерсивная лаборатория погружает в реалистичное виртуальное окружение будущих автомобильных дорог за рулем любого транспортного средства и позволяет изучить и проанализировать различные параметры безопасности и комфорта. Также компания «Автодор-Инжиниринг» презентовала беспилотный летательный аппарат для контроля качества и выполнения инженерно-геодезических изысканий и мониторинга объектов.
В рамках экспозиции было представлено новое программное обеспечение АВАРКОМ-информатор совместно с «ЭРА-Глонасс», которое позволит обеспечить оперативной информацией аваркомов и операторов автоматизированных систем управления дорожным движением об инцидентах.
На выставке участники познакомились с дорожной техникой китайских производителей, которые с 2022 года увеличили поставки своей продукции в Россию в 5-10 раз. Российские же производители показали инновационные технологии строительства телекоммуникационной инфраструктуры, сооружения связи ПАЙМ, которые позволяют ускорить монтаж кабельных систем при строительстве дорог. Также были показаны инновационные материалы – фосфогипс и новые полимерные виды бетонов. Всего в выставке участвовали 19 ведущих дорожно-отраслевых компаний.
Председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко открыл пленарную сессию «Маршрут «Россия», а что за ним?», зачитав приветственное слово Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина к участникам мероприятия. В приветствии говорилось о том, что Правительство России уделяет серьезное внимание отрасли и важно продолжить активную работу ускоренному развитию автодорожной сети, прежде всего опорных магистралей, соединяющих территорию нашей страны, а также коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг», которые откроют новые возможности для расширения взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами. Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин заявил, что уже в этом году пожнём результаты прошлых лет, достроив дорогу М-12 Москва – Нижний-Новгород – Казань с продолжением до Екатеринбурга, Тюмени и дальше на восток.
На ускорение темпов строительства всей дорожной отрасли обратил внимание и директор Департамента строительства Правительства РФ Григорий Волков. После ввода в эксплуатацию двух обходов: обхода Аксая и Дальнего западного обхода Краснодара на М-4 «Дон» (июнь 2023 г.), в перспективе планируется строительство обходов Астрахани, Дербента, Хасавюрта, Грозного. Он отметил, что эти объекты стоят в пятилетнем плане до 2027 года в связи с лимитами финансирования.
Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов высказал мнение, что все контролирующие органы сейчас заинтересованы в ускоренном принятии объектов и согласовании проектов. Для этого Главгосэкспертиза активно взаимодействует с дорожниками.
О безопасности дорожного движения и обязательном соблюдении ПДД говорил Олег Понарьин. В день защиты детей он отметил особую важность пропаганды правил дорожного движения среди подрастающего поколения и обеспечение безопасности на дорогах как целого комплекса, работу которого обеспечивают представители разных профессий.
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева рассказала о состоянии конкуренции на рынке дорожного хозяйства, проанализировав статистику за последние два года по заключению договоров в дорожной отрасли по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Итог пленарной дискуссии подвел председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. Он подчеркнул, что сейчас стоит задача не только строить новые дороги, но и внедрять комплекс услуг для автомобилистов. Именно поэтому М-12 сразу строится с покрытием сотовой связи, с заправками и площадками отдыха, которые еще будут наполняться инфраструктурой. При этом он подчеркнул, что 2023 год станет для Госкомпании рекордным по количеству открываемых дорог – более 800 км трасс I технической категории.
С видеообращением к участником обратилась Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова. Второй год подряд организаторы Форума дорожных инициатив становятся инициаторами помощи и поддержки благотворительной акции ДЕТЯМ - В РУКИ.
На второй части пленарной дискуссии участники форума обсудили одну из самых острых тем: «Рынок дорожно-строительной техники: смогут ли новые поставщики обеспечить потребности отрасли?». Несмотря на резкий рост поставок от китайских производителей, которые достигли кратного увеличения от 5 до 10 раз, отечественные компании также продемонстрировали существенный рост поставок - по отношению к 2021 году на 20%. Об этом рассказал начальник отдела строительной дорожной и коммунальной техники Министерства промышленности и торговли Станислав Черторыжский. По его словам, уже с 2015 года Минпромторгом была запущена программа, которая направлена на повышение локализации отечественных образцов, что позволило встретить 2022 год в высоком уровне готовности. Сейчас Минпромторг совместно с Минтрансом разрабатывают программу по достижению российскими производителями 50-процентной доли поставок на рынке к 2030 году. При этом Станислав Черторыжский отметил, что в 2022 году при поддержке Минпромторга Госкомпания «Автодор» совместно с группой Газпромбанк Лизинг создала специализированную лизинговую компанию ООО «Автодор-Лизинг».
Первый заместитель председателя правления по инвестиционной политике Госкомпании «Автодор» Игорь Коваль подчеркнул, что сейчас «Автодор Лизинг» реализует программу по субсидированию поставок белорусской техники, кроме того, осуществляются бесперебойные поставки из Китайской Народной Республики. Участники дискуссии согласились с тем, что инструменты для возмещения недостающих единиц техники на рынке начали появляться, но все еще требуют более детальной поддержки.
В ходе сессии «От студенческой парты до работы на крупнейших инфраструктурных объектах страны» заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Юлия Линская отметила, что дорожная отрасль - одна из самых высокотехнологичных, а сама профессия требует фундаментальных знаний. По ее данным, среди специальностей, востребованных у подрастающего поколения - медицина, ИТ, педагогика. При этом строительная отрасль не замыкает список. За прошлый год конкурс на отделение «Строительство уникальных зданий и сооружений» составлял 13 человек на место. Образовательная сфера нуждается в трансформации. И.о. ректора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Артем Ажгиревич привел аналитические данные: за последние 10 лет в 1,5 раза снизилось количество специалистов в дорожной отрасли, а кадры «стареют»: проседает категория до 40 лет. Подготовка специалистов неравномерно распределена по территории России. МАДИ десятую долю потребностей рынка не закрывает.
Заместитель председателя правления по конкурентной политике и административным вопросам Госкомпании «Автодор» Александр Соколов заявил о старте пилотного образовательного проекта для школьников совместно с общественным движением детей и молодежи «Большая перемена». И главная задача пилота – возрождение ценности профессии дорожного строителя. Это, по мнению специалистов, станет важным шагом к системному решению кадровых вопросов отрасли.
В рамках сессии «Современная дорога и что от этого получит пользователь» на Форуме «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве», который проходит в Сочи с 31 мая по 2 июня 2023 года, ведущие эксперты отрасли обсудили значительную социально-экономическую ценность применения современных интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Современную дорогу нельзя рассматривать без интеллектуальных транспортных систем. Они являются базовой составляющей современных дорог. ИТС за годы своего развития в России не раз доказывали свою экономическую эффективность и социальную значимость, отметила заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации Государственной компании «Автодор» Виктория Эркенова.
Среди ключевых аспектов применения ИТС: повышение безопасности, обеспечивающееся применением инновационных технологий по предиктивному определению потенциальных аварийных ситуаций и принятию опережающих решений по предотвращению; увеличение эффективности транспортных потоков, достигающееся динамическим управлением полос движения, а также скоростью и плотностью потока; повышение экологической эффективности за счёт увеличения транспортных потоков, исключения остановок транспортных средств в случае применения безбарьерной системы взимания платы. Эти аспекты создают устойчивый спрос на инновации, влияющий на экономическое и инновационное развитие отраслей экономики
На сессии «Фокус на сервис – клиентоцентричность дорожного сервиса как основа бизнеса», ведущие эксперты отрасли обсудили системный подход к развитию придорожного сервиса. Помощник Президента РФ Игорь Левитин призвал соблюдать баланс между строительством новых магистралей и содержанием действующих трасс. Он напомнил, что 85% федеральных и региональных дорог должны быть в нормативном состоянии. Он привел пример дорожной сети в Сочи, которая была построена перед зимней Олимпиадой 2014 года и придала импульс развитию всего черноморского побережья. Это подтверждает, что транспортная инфраструктура стимулирует развитие экономик регионов, по которым проходит, но необходимо учиться «упаковывать» продукт, который предлагает дорога.
Заместитель председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов Государственной компании «Автодор» Константин Макиев озвучил, что в зоне тяготения скоростных дорог проживает свыше 50 млн человек или треть населения России. И все они - пользователи дорог Госкомпании «Автодор». Портрет типичного пользователя скоростных дорог: это женатый мужчина, у которого есть дети. Как правило, он житель Москвы или области, Санкт-Петербурга или области. Лишь 25% пользователей живут в других регионах. И задача Автодора – предложить такие условия, чтобы они воспользовались скоростными дорогами.
За два дня работы Форума в мероприятии приняли участие более 500 делегатов со всей страны. Организаторы уверены, что те решения, выработанные в ходе пленарных дискуссий и сессий, лягут в основу дальнейших изменений в научно-технической политики отрасли, цифровизации, безопасности дорожного движения, развитии инфраструктуры, автомобильного туризма и будут способствовать инновационному развитию отрасли.
В следующем году наши участники вновь встретятся на X юбилейном Форуме дорожных инициатив, чтобы рассказать о проделанной работе и продемонстрировать достигнутые результаты. До встречи в 2024 году!